Словарь

Новизна - уникальное свойство или совокупность свойств изделия, отличающих его от существующего класса подобных изделий и обладающих определенной ценностью. Новизна – это категория не только временнáя, но и качественная. Каждый продукт выступает в роли посредника между изготовителем, потребителем и носителем свойств и отношений, характерных для производства и потребления. В мировой экономической литературе имеет место большая широта характеристик новизны. А. И. Пригожин, как уже указывалось, выделяет новизну абсолютную и относительную. Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов новшества. Если иметь в виду технический прогресс, то абсолютной новизной обладают неизвестные до сих пор новшества, которые в случае широкой реализации становятся базовыми по отношению ко многим производным от них. У относительной новизны несколько разновидностей, которые обусловливаются различными классификационными признаками: местная новизна означает, что новшество уже применялось на других объектах (в организациях, странах), но здесь оно применяется впервые; частная новизна подразумевает обновление одного из элементов изделия, системы в порядке текущей модернизации. Изделие становится новым в каком-то одном отношении. Замена отдельных элементов новыми может привести к полному изменению изделия без приобретения абсолютной новизны; условная новизна возникает при необычном сочетании ранее известных элементов. Так, широко распространенная в последнее время замена технических тканей из хлопка на ткани из синтетических волокон приводит к прогрессивному преобразованию производства конвейерных лент, фильтров, упаковки, изоляции и т. п.; стоимостная (эффективная) новизна имеет место тогда, когда суммарные затраты на разработку, проектирование, изготовление, освоение и использование изделия, отнесенные к объему его полезной работы, будут ниже, чем у заменяемого; целесообразная новизна показывает лучшие производственные и потребительские свойства выпускаемой продукции. На современном этапе важнейшей характеристикой новшества является его рыночная новизна. К свойствам рыночной новизны относятся: расширение круга потенциальных потребителей; увеличение числа функций, выполненных изделием; изменение потребностей покупателей. Повышение значимости рыночной новизны приводит к возрастанию значения маркетинга. Существуют, однако, и формы псевдоновизны – вариофикация, когда «не столько лучше, сколько иначе» (по форме, названию) и т. п. Например, в эксплуатации зафиксировано 140 моделей отечественных холодильников, 24 – пылесосов, 45 – стиральных машин, 89 – велосипедов, 36 – цветных телевизоров. При этом часть новинок хуже своих прямых предшественников.