Словарь

Agile software development - (agile software development, от англ. agile – проворный) - практика организации труда небольших групп (которые делают однородную творческую работу) в объединении с управлением ими комбинированным (либеральным и демократическим) методом. 2.Философия управления проектом ориентированная на готовность к изменениям по ходу проекта в ущерб следования первоначальному плану. (Лугвин Игорь УПР 3-2) 3.гибкая методология разработки ПО, образ мышления компании, схожий с корпоративной культурой и философией компании. (Былкина Анастасия УПР3-1)

Basis of Estimates - это проработка, а также резервное копирование информации для поддержки утвержденного перечня затрат будущего плана мероприятий. (Шипова А УПР3-1) 2.(англ. базовая оценка”) выполняемая сторонними оценщиками и членами команды проекта обоснованная количественная оценка затрат по проекту. Основанием для оценки являются документированные сведения о стоимости аналогичных по содержанию работ, выполненных в других проектах, коммерческие предложения, полученные от потенциальных исполнителей, сметные документы с описанием использованных методов ценообразования.

Crytical path method (CPM) - -метод критического пути. Устанавливает последовательности событий и работ проекта, которая является наиболее критической с точки зрения времени, т.е. наиболее длинную последовательность работ по проекту. (Шипова А УПР3-1) 2.(англ: метод критического пути) инструмент планирования расписания и управления сроками проекта, в основе которого лежит определение -наиболее длительной последовательности задач от начала проекта до его завершения с учетом их взаимосвязи. Задачи, лежащие на критическом пути (критические задачи) имеют нулевой резерв времени выполнения и изменение их длительности в любую сторону приводит к изменению сроков всего проекта. При уменьшении длительности некоторых критических задач, критический путь может меняться за счет того, что данные задачи уходят с критического пути и их заменяют другие, большей длительности.

Development team - в SCRUM – самодостаточная, самоуправляемая и самоорганизующаяся рабочая единица с общей ответственностью перед Product Owner’ом, состоящая из отдельных элементов, обладающих уникальным функционалом, но не имеющих иерархической структуры и занимающаяся непосредственной разработкой продукта для заказчика.

DFM (design for manufacturing/assembly) - метод проектирования нового технического изделия с учётом требований технологии его изготовления изделия и сборки. Базируется на двух методах: DFA и DFM. DFA - это методика, которая позволяет максимально уменьшить количество деталей в продукте, делая его проще для сборки. Как правило, это достигается методами агрегирования; DFM заключается в системном подходе к конструированию продукта с фокусом на производство, что позволяет прогнозировать и управлять себестоимостью его изготовления на этапе проектирования.

DIT (Do It Together – сделаем это вместе) - 1. Эквивалентно DIWO (см). 2. модель коллективной проектной деятельности, в ходе которой происходит совместная реализация поставленной цели за счет заранее определенных обязанностей. (Нгуен Тхи Хай)

DIWO (do it with others, букв: “Сделай это (вместе) с другими”) - 1. модель проектной деятельности при которой команда проекта формируется в инициативном порядке, “снизу”, вне организации, управляется коллегиально. Эквивалентно DIT (см). 2. модель проектной деятельности, которая инициируется, управляется сторонним лицом или организацией. (Нгуен Тхи Хай)

DIY (Do It Youself, букв: “Сделай это сам”) - модель проектной деятельности, требующей от участница инициативных действий для достижения поставленных целей. (Нгуен Тхи Хай)

Fab lab - (англ. fabrication laboratory, русификация: «фаблаб») — особый объект недвижимости, оснащенный современным универсальным технологическим оборудованием для резки, механообработки, 3D-печати, нанесения покрытий и пр, предоставляющая всем желающим возможность индивидуального самостоятельного изготовления необходимых им изделий и деталей. В первую очередь Fab Lab предназначены для штучного производства, выполняемого в личных целях, но могут быть использованы индивидуальными инноваторами для выпуска малых предсерийных партий изделий, что может быть предпочтительным, по сравнению с заказом подобной партии на производстве (из-за связанного с серийным производством отрицательного эффекта масштаба). Fab Lab обычно организуются при крупных предприятиях и университетах, они являются ячейками глобальной системы Fab Lab и выполняют роль ресурсных центров, располагающих сложным оборудованием, которое клиентам Fab Lab эффективнее арендовать, чем приобретать в собственность. Идеологически относится к DIY.

Float (or Slack) - 1. Свободный резерв – это время, на которое работа может быть отложена, без задержки финального завершения проекта. (Шипова А УПР3-1) 2. (англ float - поплавок; slack- слабина; free float time - свободный резерв времени) - максимальное время, на которое можно увеличить продолжительность выполнения некритической задачи или задержать ее начало без изменения ранних сроков окончания предшествующих работ и/или начала последующих задач. 3. (англ total float time - общий резерв времени) - разница между самым ранним возможным завершением проекта и самым поздним допустимым его завершением. Дает свободу при планировании некритических событий.

Makerspace - особый объект недвижимости, организуемый для совместной деятельности неопределенного круга творческих людей по проектированию и созданию различных вещей “с нуля”, действующее по принципам свободного доступа к имеющемуся технологическому оборудованию, совместной работы, наставничества, взаимообучения, обмена опытом между участниками, обучения ремеслу. Функционирование мейкерспейсов для владельцев объекта недвижимости осуществляется на коммерческой или некоммерческой основе. Идеологически относится к DIWO (cм) и DIT (см).

Product owner - в SCRUM одна из ключевых ролей фреймворка Scrum, ответственная за аккумулирование данных от заказчика и команды разработки, формирование на их основе понятного и прозрачного бэклога и консультирование команды по возникающим вопросам.

SCRUM - (англ, толкотня; схватка вокруг мяча (в регби)) набор принципов, на которых строится процесс разработки, позволяющий в жёстко фиксированные и небольшие по времени итерации, называемые спринтами (sprints), предоставлять конечному пользователю работающее ПО с новыми возможностями, для которых определён наибольший приоритет.

Scrum master - вспомогательная роль, ответственная за выявление и разрешение проблем команды разработки, обеспеченье благоприятной рабочей атмосферы, смену статуса задач спринта, проведение и организацию встреч и митингов, а также помощь владельцу продукта с Рroduct backlog’ом.

Skunkworks - дословно: «скунсодельня», «вонючая фабрика» — автономная исследовательская группа, которая создается внутри организации для решения какой-либо сложной творческой задачи и функционирует практически без формального контроля сверху. Выражение было использовано американской авиастроительной компанией LockheedMartin Corporation, чья исследовательская лаборатория находилась рядом с заводом пластмассы, который издавал ужасный запах; эта лаборатория Lockheed характеризовалась самостоятельным бюджетом, секретностью, высокой степенью автономии от всей остальной организации и смогла произвести весьма радикальные инновации в области конструкции самолетов; сами сотрудники лаборатории называли себя Skunk works и впоследствии это имя было закреплено за лабораторией формально.

Sprint - 1. (от англ sprint - пробежка) - итерация в SCRUM в ходе которой создаётся функциональный рост программного обеспечения. 2. создание рабочей версии продукта в ходе определенного временного промежутка.(НГуен Тхи Хай)

Sprint backlog - перечень наиболее приоритетных задач, отобранный командой разработки из Рroduct backlog’a и принятых на исполнение в текущий спринт.

Sprint Abnormal Termination - предусмотренная Положением о SCRUM намеренная остановка работ по спринту, совершаемое а) по решению SCRUM-команды, если ей становится очевидным, что она не может достичь цели спринта в отведённое время; б) владельцем продукта, если исчезает необходимость в реализации цели спринта. После остановки спринта проводится совещание с командой, где обсуждаются причины остановки. После этого начинается новый спринт.

User Story - пользовательская история - описание функциональных свойств ПО, которое добавляют в бэклог. Может иметь, например, следующую структуру: «Будучи пользователем я хочу сделать , чтобы получить ». Такая структура удобна тем, что понятна как разработчикам, так и заказчикам.

Артефакт - 1. (от лат artefactum от arte — искусственно + factus — сделанный) Артефакт культуры - искусственно созданный объект, имеющий знаковое или символическое содержание. Артефактами культуры являются: - созданные людьми предметы, вещи, орудия труда, одежда, хозяйственная утварь, жилище, дороги…Пример: «Премьер лично принял участие в работе археологов: он просеял землю, добытую на месте раскопок, и нашел рукотворный артефакт» 2. Искусственный процесс или образование, не свойственные системе в норме, а вызываемые самим методом исследования (Биологический энциклопедический словарь-1986). Эффект (физический, психологический и пр), возникающий из - за отклонений в проведении эксперимента или из-за дефектов самой методики. Так, артефактами в психологии являются моменты внушения испытуемому тех или иных показаний (Психологический словарь. - 2000), Артефакт в микроскопии - структура, наблюдаемая в тканях под микроскопом, тогда как в живой ткани она отсутствует. Артефакты, возникающие вследствие недостаточной фиксации или неправильного размещения ткани под микроскопом. Артефакт клиники - особые поведенческие нарушения, возникающие у пациентов психиатрических клиник как реакция на новую, стрессогенную ситуацию, куда они попадают: принудительная госпитализация, отсутствие осмысленных занятий и пр. 4. Артефакты в IT: нежелательные особенности сгенерированного компьютером изображения, появляющиеся в определённых условиях. 5. Артефакт в SCRUM - специально создаваемые в рамках фреймворка SCRUM 1) Бэклог проекта; 2) Бэклог спринта, 3) Инкремент (сумма инкрементов всех предыдущих спринтов); 4) Диаграмма сгорания задач. которые не входят непосредственно в состав созданного продукта (программного обеспечения), но необходимы для его создания. Руководство по SCRUM включает в состав артефакта только первые 3.

Аутентичность - свойство объекта или данных быть подлинными, означающее, что 1) предмет, объект или данные были созданы законными участниками процесса; и 2) не подвергались случайным или преднамеренным искажениям.

Аутсорсинг - Способ оптимизации деятельности предприятий за счет сосредоточения на основном предмете и передачи непрофильных функций и корпоративных ролей внешним специализированным компаниям.

Бизнес-план - 1. подробный план действий компании, содержащий сведения о компании, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, а также, показатели, которых должна достичь компания в течении определенного периода времени.(Выборнова Александра УПР3-1) 2. это документ, дающий развернутое обоснование проекта и возможность всесторонне оценить эффективность принятых решений.(Нгуен Тхи Хай) 3. Бизнес-план (проекта) - документ планирования, содержащий развернутый обоснованный план работ (разработок, закупок, производства, продаж и пр) и основные аспекты будущего предприятия, обосновывающий целесообразность его реализации перед руководством компании и/или внешним инвестором (заемщиком) с целью получения их одобрения. Может включать в себя расчетную модель, позволяющую оценить показатели эффективности проекта при различных сценариях его реализации, включая ограничения, допущения и показатели-индикаторы для мониторинга за ходом реализации проекта. 4. Бизнес-план (организации) - документ планирования, содержащий описание текущего состояния и различных вариантов будущего, рассчитываемого на определенном горизонте времени при различных сценариях..

Бюджет (проекта) vs смета - 1. ….. сравнить: Бюджет – сбалансированная смета доходов и расходов, составленная в денежном выражении на определенный период. 2. Смета – документ, в котором отражена стоимость разработки и реализации проекта.( Чан Тиен Дат)

Ведомость материалов (Bill of Materials, BOM) - Формальное документированное иерархически выстроенное табличное представление сборочных узлов, комплектующих и элементов, необходимых для создания продукта.

Веха (контрольная точка, milestone) - 1. значимый момент времени между завершением одной и началом другой операции (Насекина Анастасия) окончание какого-либо значимого этапа и переход на новый стадию проекта (Былкина Анастасия) 2. 1. знак в виде шеста, столба с отметкой, плавучий навигационный знак для указания пути, границ владения, земельных участков; 2. перен., наиболее значительные моменты в истории, развитии чего нибудь. В проектной деятельности В - ключевое (способное изменить весь ход проекта) событие, обычно завершающее фазу, стадию или этап проекта. На диаграмме Гантта обозначается задачей с нулевой длительностью. 3. Ориентированный граф, состоящий из вех, называется Дорожной картой.

Виртуальная реальность - программно-аппаратный комплекс, воздействующий на органы чувств человека (зрение, слух, осязание и др), таким образом, что реальный мир подменяется его специально созданной имитацией.

Гантта диаграмма - визуальная форма представления расписания проекта основанная на изображении на шкале времени работ с учетом их начала и окончания и взаимосвязей между ними.

Границы проекта - определяют круг действия и концепцию проекта.

Девелопмент - частный случай проектной деятельности, совершаемой в отношении объекта недвижимости, земельного участка, территории, административного образования, географического объекта или пространства с целью коренного изменения его сущности и эффективности использования.

Договор инвестиционного товарищества (ДИТ) - предусмотренный законодательством РФ (Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" от 28.11.2011 N 335-ФЗ) вариант организации совместной деятельности двух и более юридических лиц и/или индивидуальных предпринимателей, в процессе которой они соединяют свои вклады и осуществляют совместную инвестиционную деятельность без образования юридического лица для извлечения прибыли.

Допущения (assumption) - 1. некие факторы, на которые исполнители проекта не могут повлиять, но, которые являются существенными для достижения целей проекта (Былкина Анастасия) 2. используемые при планировании проекта предположения о том, какова будет внутренняя и внешняя среда проекта в процессе его реализации.

Жизненный цикл инженерной системы - это стадии процесса, охватывающие различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в такой системе и заканчивая её полным выводом из эксплуатации.

Жизненный цикл организации - 1. совокупность стадий (создание,рост, зрелость, спад) через который проходит фирма за время своего существования (Былкина Анастасия) 2. предсказуемые изменения с определенной последовательностью, которые происходят в деятельности организации с течением времени. (Лавренова Наталья)

Жизненный цикл продукта - 1. это временной промежуток от начала выхода продукта на рынок и до его ухода с рынка (Насекина Анастасия) 2. период времени существования товара на рынке, с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке (Былкина Анастасия) 3. временной интервал,который включает в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства в течение времени. (Лавренова Наталья)

Жизненный цикл проекта (project life cycle) - 1. Определенная последовательность фаз, продолжающаяся от начала до окончания проект (ГОСТ Р ИСО 21500-2014) 2. набор, как правило, последовательных и иногда перекрывающихся фаз проекта, названия и количество которых определяются потребностями в управлении и контроле организации или организаций, вовлеченных в проект, характером самого проекта и его прикладной областью (PMBOK) 3. это некий промежуток времени, который начинается с фазы инициации проекта и заканчивается фазой завершения (Былкина Анастасия ) vs интервал времени между моментами начала фазы инициации проекта и конца фазы завершения. 4. последовательные стадии развития проекта, начиная с момента начала осознанной работы над его замыслом (идеей) до момента его закрытия. 5. Определенная последовательность временных отрезков - фаз, стадий, этапов и работ, как правило, последовательных, но иногда перекрывающихся, названия и количество которых определяются потребностями в управлении и контроле над проектом, продолжающаяся с момента открытия проекта до его закрытия.

Жизненный цикл системы - последовательные стадии развития системы, начиная от момента осознанной работы над ее созданием до момента ее разрушения или распада. Понятие “жизненный цикл” имеет двойственную природу, отражающую противоречие между смертью (завершение линейного процесса жизни отдельной биологической особи) и замещением этой особи ее потомками (биологический цикл).

Задача - 1. это цель деятельности, которая должна быть достигнута. (Выборнова Александра) 2. составная часть, подразумевающая перечень работ, исполнение которых позволяет приблизиться к поставленной цели (Андрей Дроздов) 3. это установка, которую необходимо выполнить для достижения цели (Шипова Анастасия) 4. Это намеченные пункты, которые необходимы для достижения конкретной цели (Былкина Анастасия) 5. малая часть цели, которая приближает к решению проблемы (Тян Яна) 6. проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь (Тимохина Диана) 7. инструмент достижения цели; проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь (Лавренова Наталья) 8. это работа, которая должна быть выполнена в определенный срок и установленным способом (Насекина Анастасия) 9. это работа, входящая в Расписание проекта, имеющая связь с другими работами и целями проекта, сроки начала, окончания, ограничения, требования к содержанию и качеству. ПОСТАВИТЬ ЗАДАЧУ - 1. это определить желаемую цель, результат и средства ее достижения, а также сроки. (Выборнова Александра) 2. однозначно и четко определить границы предстоящих работ (Андрей Дроздов) 3. это значит описать исходные данные и то, что должно получиться в итоге (Шипова Анастасия) 4. это конкретный набор определенных процессов, которые должны быть выполнены лицом (Былкина Анастасия) 5. определить, на какие аспекты нужно обратить внимание, достижение которых приближает к цели (Тян Яна) 6. это гарантирует, что задача станет измеряемой и конечный результат проекта будет рассматриваться в рамках действия этой задачи (Тимохина Диана) 7. четко сформулировать действия, необходимые для достижения цели (Лавренова Наталья) 8. четко сформулировать действия для достижения определенного результата (Насекина Анастасия) 9. определить конкретное действие, приводящее к желаемому результату и описать порядок его выполнения (Екатерина Ковалева) 10. значит определить Цель и Условия задачи, которые в этом случае определяются как осознанная проблемная ситуация с выделенными условиями (данным) и требованием (целью). РЕШИТЬ ЗАДАЧУ - 1. это выполнить поставленную задачу, то есть достигнуть цели. (Выборнова Александра) 2. добиться исполнения задачи, которое бы удовлетворяло поставленным целям (Андрей Дроздов) 3. это значит достичь цели путем выполнения каких-либо действий (операций) (Шипова Анастасия) 4. это выполнение всех процессов и достижение запланированной цели (Былкина Анастасия) 5. достигнуть определенного уровня (частичное решение проблемы) (Тян Яна) 6. процесс выполнения действия или мыслительных операций, направленный на достижение цели, заданной в рамках проблемной ситуации - задачи; является составной частью мышления (Тимохина Диана). 7. выполнить действия, сформулированные на уровне постановки задачи и необходимые для достижения цели (Лавренова Наталья) 8. найти правильный подход к урегулированию проблемной ситуации и применить его (Насекина Анастасия) 9. выполнить действие, приводящее к желаемому результату (Екатерина Ковалева) 10. означает найти алгоритм перевода системы из начального состояния – в целевое. Решенная задача отличается от поставленной задачи тем, что найден оптимальный алгоритм перевода системы из начального состояния – в целевое. Правильно поставленная задача отличается от проблемы тем, что определено целевое состояние системы/объекта, которое устраняет существующую проблему. Цель отвечает на вопрос «Чего нужно достичь?», а решение задачи — на вопрос «Какими действиями этого можно достичь?». Цель проекта часто ошибочно идентифицируют с задачей.

Заинтересованные стороны (stakeholders (ISO 21500)) - 1. участники проекта: граждане, социальные группы или организации, которые могут оказать воздействие на результаты проекта vs лицо или организация, которые могут оказать воздействие или быть затронуты проектом (ISO 21500) 2. физическое или юридическое лицо, которое может оказывать воздействие на разработку и внедрение проекта. (Нгуен Тхи Хай)

Идея - (др.-греч. ἰδέα «вид, форма; прообраз») в широком смысле — мысленный прообраз какого-либо действия, предмета, явления, принципа, выделяющий его основные, главные и существенные черты. В древнегреческой философии идеей называлась умопостигаемая и неизменная структура, лежащая в основании вещи. Идея Продукта – мысленный прообраз Изделия, определяющий его сущность - основные, главные и существенные черты, отличающие его от аналогов.

Изменения - 1. (в проекте) - это модификация утвержденного ранее содержания, сроков, ресурсов в проекте, а также установленных процедур с целью приведения в соответствие ранее утвержденных планов и фактического состояния внутренней среды и окружения проекта по ходу его реализации. 2. Различают санкционированные и несанкционированные изменения. УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ - 1. это организация процессов инициации изменений, их анализа, утверждения и документирования по всей системе плановых документов в части содержания, сроков, бюджетов и пр. 2. Управление изменениями - процесс корректировки хода реализации утвержденных изменений.(Чан Тиен Дат) ЗАПРОС ИЗМЕНЕНИЯ - 1. документ, предлагающий внести изменения в ранее утвержденные документы проекта без оценки влияния этих изменений на цель, содержание, расписание и бюджет проекта. 2. Запрос на изменения (change request, ISO 21500) ) - запрос который определяет предлагаемые изменения в проекте. (Шипова А УПР3-1) 3. Контроль изменений - формальный процесс, который должен гарантировать, что изменения в продукте или системе осуществляются контролированным и координированным образом. (Нгуен Тхи Хай) УТВЕРЖДЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ - 1. утвержденные надлежащим образом Комитетом по изменениям 2. Утвержденные изменения (Approved changes, ISO 21500)- документально зафиксированные изменения в содержании, этапах реализации проекта.(Нгуен Тхи Хай)

Инкремент - (от англ. increment «приращение») — операция во многих языках программирования, увеличивающая переменную. Обратную операцию называют декремент (уменьшение). В Agile инкремент - это улучшение продукта в процессе итерации.

Инновационная деятельность - совокупность всех научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих действий по созданию и внедрению в жизнь нового.

Инновация - 1. (дословно «Innovatio» — «в направлении изменений» от лат «novatio» - «обновление»/«изменение» и приставки “in” «в направлении») - внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. В научный оборот понятие «инновация» было введено в начале XX в. научными работами австрийского и американского экономиста Й. Шумпетера. 2. «Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям» («Руководство Осло») определяет инновации как введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях[6]. 3. Инновация — это результат инвестирования интеллектуального решения в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс). 4. Инновация — это такой процесс или результат процесса, в котором: 1) используются частично или полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности; и/или 2) обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или 3) обеспечивается выпуск товаров и/или услуг, по своему качеству соответствующих мировому уровню или превышающих его; 4) достигается высокая экономическая эффективность в производстве или потреблении продукта.

Интеграция (лат. integratio) - 1. (восстановление, восполнение, от integer-целый) - это процесс, в результате которого разрозненные части, имеющие некоторые сходные черты, объединяются в единое целое. (Выборнова Александра) 2. гармоничное соединение различных процессов, понятий и т.п (Андрей Дроздов) 3. это процесс, заключающийся в объединении элементов или процессов в одно целое (Шипова Анастасия) 4. (от лат integratio - “вставка”) процесс вставки частей во что-то (Тимохина Диана) 5. это процесс объединение различных частей в единое целое (Насекина Анастасия) 6. объединение частей в целое (Лавренова Наталья) 7. объединение элементов или процессов в одно единое целое (Былкина Анастасия) 8. объединение для упрощения, улучшения и эффективности (Тян Яна) Управление интеграцией (ISO 21500) - инструмент, с помощью которого можно правильно координировать процессы проекта, чтобы достигнуть запланированных целей проекта (Былкина Анастасия)

Итеративно-инкрементный подход (модель) IID - предполагает разбиение жизненного цикла проекта на последовательность итераций, каждая из которых напоминает “мини-проект”, включая все этапы жизненного цикла ПО в применении к созданию меньших фрагментов функциональности, по сравнению с проектом, в целом. Цель каждой итерации – получение работающей версии (релиза) ПО, включающей функциональность всех предыдущих и текущей итерации. Результат финальной итерации содержит всю требуемую функциональность продукта. С точки зрения структуры жизненного цикла такую модель называют итеративной (iterative). С точки зрения развития продукта – инкрементной (incremental). Опыт разработки ПО показывает, что невозможно рассматривать каждый из этих взглядов изолировано. Чаще всего такую смешанную эволюционную модель называют просто итеративной (говоря о процессе) и/или инкрементной (говоря о наращивании функциональности продукта).

Качество - 1. философская категория выражающая существенную определенность объекта благодаря которой он является именно этим а не иным. существенный признак, отличающий один предмет от другого (Лавренова Наталья) 2. оценка чего-либо с помощью определенных, заданных критериев.(Насекина Анастасия) 3. совокупность характеристик объекта, которые способны удовлетворить установленные или предполагаемые потребности (Былкина Анастасия)4. степень достоинства, ценности предмета для определенного потребителя (Лавренова Наталья) 6. Набор материальных и нематериальных свойств продукта, которые оценивают заинтересованные лица. (Лугвин Игорь УПР 3-2) 7. Качество (продукта) - присущие какому-либо объекту таких свойств и характеристик, которые определяют этот объект, субъект или явление как таковое и отличают его от другого. Потеря свойств и характеристик приводит к утрате сущности того объекта, которому они принадлежали, что эквивалентно его исчезновению. Качество как понятие обладает двойственной природой, поскольку отражает не только объективные свойства и характеристики объектов и явлений, но и преломляется в зависимости от субъективного восприятия этих объектов и явлений. Воспринимаемое качество принято называть полезностью. Соотношение между этими терминами можно выразить как: Полезность = качество (продукта) + удовлетворение потребностей.

Компетентность - продемонстрированные (определенные оценкой или фактическими результатами проекта) способности применять собственные знания и навыки для выполнения функций проектной роли (ICB 3.0)

Компетенции - совокупность знаний, отношений, навыков и других личностных характеристик, которая затрагивает основную часть работы проектной роли, коррелирует с выполнением должностных обязанностей, может быть измерена против общепринятых стандартов, и может быть улучшена посредством обучения и развития (Американский стандарт Project Manager Competency Development Framework)

Контроллинг - вторая составляющая контроля, наряду с наблюдением (мониторингом)

Контроль (control, ISO 21500) - Сравнение актуальной реализации с запланированной, оценка расхождения и принятие соответствующих корректирующих и превентивных действий (ISO 21500).

Концепция - 1.(лат conceptio (сущ) - понимание; соединение; сумма; совокупность; зачатие. От глаг. concipere - собирать; воображать, замышлять; зачинать) 2. Концепция продукта - целостный, определяющий, ведущий замысел Изделия, отражающий его отличия и преимущества от существующих аналогов, и который не имеет видимых препятствий к воплощению. Отражается в электронном или печатном документе, обычно включающем в себя: 1) Лаконичное описание прибора, позволяющее вполне и однозначно понять его назначение; 2) Описание аналогов и предшественников в сравнении с концептом; 3) Модель нормального применения нового прибора; 4) Карта конкурирующей продукции; 5) Требования к продукту, 6) Карта вероятных сложностей и препятствий на пути реализации проекта 3. Научная концепция - данное в развертке, идейно и содержательно целостное, аргументированное, последовательное и завершенное изложение оригинальной научной теории или версии.

Корректирующее воздействие (corrective action) - направление по изменению направления реализации работ для возврата к запланированному

Кривая обучения (learning curve, ISO 21500), кривая опыта - форма представления развития навыков в зависимости количества повторений командой или одним участником (ISO 21500)

Критерии успешности проекта - 1. Критерии успешности проекта (IPMA) — совокупность показателей, которые дают возможность судить о степени успешности выполнения проекта 2. Критерии успешности управления проектом — показатели эффективности управления проектом (там же, IPMA) 3. мера, позволяющая сопоставить фактический и целевой показатели результативности проекта

Мероприятие - комплекс действий, направленных на достижение единой цели и предполагающий встречу и взаимодействие нескольких людей

Метод - 1. совокупность средства (инструмента) и способа его применения (очередность, условия, режимы) для достижения ч-л. Наука о создании методов - методология. Часть одного или нескольких методов - прием. 2. способ достижения поставленной цели(Чан Тиен Дат)

Методология (vs метод) - совокупность научных принципов, которая обеспечивает исследовательский процесс необходимым набором методов и приемов, посредством которых выясняется сущность рассматриваемого явления или процесса, его движущие силы и вектор развития. Применительно к экономическим и социальным исследованиям и проектам, к таким принципам предлагается следует отнести: 1. Принцип адекватности метода и системы (применимость метода) 2. Принцип непротиворечивости методов и приемов между собой 3 Принцип системности 4 Принцип историзма как соответствие применяемых методов УП конкретной системе: ее истории, текущей культуре и целевому состоянию, в которое она должны выйти по завершению проекта (от греч. μεθοδολογία — учение о способах; от др.-греч. μέθοδος из μετά- + ὁδός, букв. «путь вслед за чем-либо» и др.-греч. λόγος — мысль, причина),учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета,набор приемов и способов реализации проекта(Чан Тиен Дат) • принцип обоснованности предлагаемых рекомендаций, использования при их разработке современных достижений экономической науки, методов инновационного, инвестиционного, финансового менеджмента, управления персоналом, логического и экономико-математического моделирования, способствующих достижению общей цели проекта и решению поставленных частных задач; • принцип историзма, означающий использование накопленного в России и зарубежных странах практического опыта управления проектами, разрешения противоречий в данной сфере деятельности и распространения лучших результатов; • принцип системности, обусловливающий подход к проекту как к сложной системе, находящейся под воздействием факторов внешней среды, обладающей значительным разнообразием внутренних отношений и таким отличительным признаком, как единство структуры, функций и эмерджентности, а также синергией. Следовательно, необходимо ориентироваться на организацию такого взаимодействия элементов системы, которое позволит повысить эффективность управления проектами; • принцип комплексности, предопределяющий учет всех внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на механизмы передачи технологий в условиях российской инновационной системы; принцип классификации, означающий выделение в системе однородных элементов по определенным классификационным признакам с целью повышения ее управляемости и эффективности функционирования; • принцип эффективности, предполагающий направленность методов управления проектами на достижение позитивных результатов как для участников проекта, так и для системы более высокого уровня, в которой осуществляется этот проект (предприятие, регион). Эти позитивные результаты могут выражаться как количественно в виде показателей экономической эффективности проекта или предприятия, так и качественно в повышении конкурентоспособности предприятий-участников, росте их инновационной активности и др.

Моделирование - процесс замены реального объекта (процесса, явления) моделью, отражающей его существенные признаки с целью получения новых знаний о реальном объекте, проверки гипотез, постановки экспериментов для прогноза поведения реального объекта/системы в будущем.

Модель - образ объекта проектирования, позволяющий отразить его основные существенные свойства, получить информацию о возможных состояниях объекта в будущем и путях их осуществления

Модернизация - приведение системы к состоянию, соответствующему современным возможностям науки и технологии.

Мониторинг (vs контроль) - Мониторинг предполагает собой некое наблюдение, т.е. сбор необходимых данных (отчетности). Контроль - это сравнение: фактического и планируемого проекта, т.е. разница между проектом на сегодняшний момент и на будущий. (Былкина Анастасия)

Новизна - уникальное свойство или совокупность свойств изделия, отличающих его от существующего класса подобных изделий и обладающих определенной ценностью. Новизна – это категория не только временнáя, но и качественная. Каждый продукт выступает в роли посредника между изготовителем, потребителем и носителем свойств и отношений, характерных для производства и потребления. В мировой экономической литературе имеет место большая широта характеристик новизны. А. И. Пригожин, как уже указывалось, выделяет новизну абсолютную и относительную. Абсолютная новизна фиксируется при отсутствии аналогов новшества. Если иметь в виду технический прогресс, то абсолютной новизной обладают неизвестные до сих пор новшества, которые в случае широкой реализации становятся базовыми по отношению ко многим производным от них. У относительной новизны несколько разновидностей, которые обусловливаются различными классификационными признаками: местная новизна означает, что новшество уже применялось на других объектах (в организациях, странах), но здесь оно применяется впервые; частная новизна подразумевает обновление одного из элементов изделия, системы в порядке текущей модернизации. Изделие становится новым в каком-то одном отношении. Замена отдельных элементов новыми может привести к полному изменению изделия без приобретения абсолютной новизны; условная новизна возникает при необычном сочетании ранее известных элементов. Так, широко распространенная в последнее время замена технических тканей из хлопка на ткани из синтетических волокон приводит к прогрессивному преобразованию производства конвейерных лент, фильтров, упаковки, изоляции и т. п.; стоимостная (эффективная) новизна имеет место тогда, когда суммарные затраты на разработку, проектирование, изготовление, освоение и использование изделия, отнесенные к объему его полезной работы, будут ниже, чем у заменяемого; целесообразная новизна показывает лучшие производственные и потребительские свойства выпускаемой продукции. На современном этапе важнейшей характеристикой новшества является его рыночная новизна. К свойствам рыночной новизны относятся: расширение круга потенциальных потребителей; увеличение числа функций, выполненных изделием; изменение потребностей покупателей. Повышение значимости рыночной новизны приводит к возрастанию значения маркетинга. Существуют, однако, и формы псевдоновизны – вариофикация, когда «не столько лучше, сколько иначе» (по форме, названию) и т. п. Например, в эксплуатации зафиксировано 140 моделей отечественных холодильников, 24 – пылесосов, 45 – стиральных машин, 89 – велосипедов, 36 – цветных телевизоров. При этом часть новинок хуже своих прямых предшественников.

Область применения (application area, ISO 21500) - 1.категория проектов, которые имеют общий фокус в отношении продукта, заказчика или сектора (ISO 21500) 2. контекст, в котором уместно применять данный проект.(Нгуен Тхи Хай)

Объект - в общей философии — философская категория, выражающая нечто, на что направлена практическая или познавательная деятельность субъекта (наблюдателя). в проектной деятельности - система или процесс, подвергаемые изменениям

Ограничения - совокупность факторов, которые ограничивают возможности по реализации проекта и на которые участники проекта не могут повлиять. Могут быть временными (влияют на расписание проекта), техническими, ресурсными, экономическими, законодательными и пр.

Операция (activity, ISO 21500), vs работа vs процесс - 1. определенная часть работы в расписании, которая требует реализации для завершения проекта (ISO 21500) 2. законченное действие, часть работы в расписании проекта 3. условная часть какого-либо процесса, представленная действием или их целостной совокупностью направленной на достижение какой-либо единичной законченной цели.

Определение заинтересованных сторон - (Identify stakeholders, ISO 21500) - процедура, результатом которой ...

Опытная партия - 1. совокупность опытных образцов или определенный объем нештучной продукции, изготовленные за установленный интервал времени по вновь разработанной конструкторской и технологической документации для контроля соответствия продукции заданным требованиям и принятия решения о постановке на производство.( Нгуен Тхи Хай) 2. ограниченное (3-30) количество предсерийных образцов, выпускаемых в условиях опытного технологического процесса, имеющих единую конструкцию и/или метод производства и предназначенных для свободной продажи на рынке.

Опытная партия изделий - пробная, предваряющая промышленный выпуск, партия новых изделий, имеющих единую конструкцию и дизайн, выпускаемых в условиях промышленного (не опытного) производства по единому методу/технологии производства, предназначенных для свободной продажи на рынке. Может применяться для отладки серийного технологического процесса.

Опытная серия изделий - пробная, предваряющая промышленный выпуск, партия новых изделий, имеющих единую конструкцию и дизайн, выпускаемых в условиях промышленного (не опытного) производства по единому методу/технологии производства, предназначенных для свободной продажи на рынке. Может применяться для отладки серийного технологического процесса.

Опытное производство - 1. (pilot production) - производство на опытном заводе (pilot plant) образцов, и партий изделий для отладки опытного технологического процесса и разработки конструкторской и технологической документации для передачи Изделия в серийное производство. 2. производство образцов, партий или серий изделий для проведения исследовательских работ или разработки конструкторской и технологической документации для установившегося производства( Нгуен Тхи Хай )

Опытный образец - одна из ранних версий продукта, выпускаемых в единичном экземпляре на стадии ОКР; при этом каждая последующая версия продукта последовательно приближается по своей функциональности, форме, размерам, дизайну и пр. к серийному изделию. Используется разработчиками для отладки опытного технологического процесса, тестирования комплектующих, проверки различных технических решений, демонстрации (нового стиля, нового дизайна и технологии) и широкого тестирования среди неограниченного круга потребителей на предмет соответствия требованиям к продукту с целью выявления возможных просчетов перед запуском продукции в серийное производство. Финальный из опытных образцов называется предсерийный образец. Предсерийный образец представляет собой рыночный продукт и подлежит продаже на открытом рынке.

Опытный образец (изделия) - Образец (изделия) опытный - ранняя версия продукта, создаваемая, при необходимости, на стадии ОКР, максимально приближенная по своей функциональности к серийному изделия. Используется разработчиками для исследовательских целей.

Полезность - Поле́зность блага или товара — его способность удовлетворять какую-либо человеческую потребность. Полезность можно разделить на объективную и субъективную. Проблема измерения субъективной полезности в том, что у каждого человека может быть своя оценка полезности, существенно отличающаяся от средней. Полезность не имеет физического или материального существования, поскольку полезность существует в сознании потребителя. Полезность не всегда полезна. Например, алкогольные напитки или сигареты считаются вредными для здоровья, но они могут иметь высокий уровень полезности для алкоголика или курильщика. Полезность не всегда приятна. Например, медицинские лекарства или инъекции не дают никакого удовольствия, но могут иметь высокий уровень полезности для пациентов. Полезность и удовлетворение — разные вещи. Например, потребитель, думая о покупке какого-либо товара, имеет в своей голове представление о полезности этого товара. Но удовлетворение наступает только после приобретения этого товара и/или его потребления. «Полезность» — ожидаемое удовлетворение, в то время как «удовлетворение» — наступившая или реализованная полезность.

Предмет деятельности - исследовательской деятельности - свойства объекта исследования, познание которых важно для решения теоретических или практических проблем; проектной деятельности - конкретные свойства объекта или процесса, изменение которых является способом достижения цели проекта.

Прием - 1. составная часть или сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. 2. действие как часть метода.(Чан Тиен Дат)

Признаки проектной деятельности необходимые - Исходя из определения, согласно которому Проект — ограниченное по времени специально организованное целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов (IPMA), необходимыми признаками ПД являются: 1. Наличие правильно описанной цели проекта (SMART): специфичной, измеримой, амбициозной, релевантной, ограниченной во времени. Зачастую из этого признака отдельно выделяют его производные: признак уникальности, признак реалистичности, признак эффективности при условии социальной приемлемости, признак терминальности (проект, не имеющий терминального срока завершения, выродится в функциональную деятельность) и др. 2. Уникальность цели проекта и/или комплекса работ, совершаемых для ее достижения (IMPA) 3. Направленность на изменения (IPMA) и необратимость этих изменений 4. Ограниченность ресурсов (IPMA) 5. Наличие приданных объектов управления: ресурсов, работ, информации и их ограниченность, определяющая потребность в управлении ими. Проект, не обеспеченный ресурсами или не имеющий прав на распоряжение ими или отчужденный от объекта управления несостоятелен изначально. 6. Наличие риска неполучения ожидаемого результата в ответ на совершаемые вложения собственных и привлеченных ресурсов (денег, времени, материалов, связей и пр.). 7. Признак разграничения с другими проектами и с обычной функциональной деятельностью компании (IPMA).

Принцип - (применительно, н-р к “12 принципам Agile”, “принципам Кайдзен” и пр) общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективно развитие объекта управления.(ЧАн Тиен Дат)

Проблема - 1. это вопрос, требующий изучения, разрешения и решения (Выборнова Александра) 2. в широком смысле - сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения (Тимохина Диана). 3. определенные трудности; вопрос или комплекс вопросов, требующих разрешения (Лавренова Наталья) 4. событие, вынужденное менять содержание для успешного функционирования чего-либо (Андрей Дроздов) 5. это препятствие, стоящее на пути к достижению цели (Шипова Анастасия) 6. это то, что мешает достижению нашей цели, который требует его изучения и поиска его разрешения (Былкина Анастасия) 7.тот объект, на который направлена основная деятельность (Тян Яна) 8. положение/ситуация, которое создаёт затруднение, побуждает к действию и связано с избыточностью или недостатком чего либо и, соответственно, не желательно. Неопределённостью проблема отличается от задачи. 9. Осознанное противоречие между ситуацией существующей и идеальной, но при этом непротиворечащей объективным законам природы и общества.

Проект (Project, PMBOK) - 1. это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер. (Выборнова Александра) 2. Проект — уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений (IPMA) 3. Проект — ограниченное по времени специально организованное целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов (IPMA) 4. это временное мероприятие, целью которого является создание нового продукта (Андрей Дроздов) временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата (PMBOK, Тимохина Диана) 5. это ограниченная во времени деятельность, направленная на достижение определенных целей (Шипова Анастасия) группа процессов, ограниченных во времени и направленных на создание уникального продукта для достижения конкретных целей (Былкина Анастасия) 6. ряд мероприятий, ограниченных во времени, ресурсах и стоимости для создания качественного инновационного продукта (Тян Яна) инновационная деятельность, ограниченная во времени и направленная на создание уникального продукта (Лавренова Наталья) 7. деятельность, направленная на создание требуемого продукта или услуги за определенный период времени (Насекина Анастасия); 8. система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для создания реальных и идеальных объектов, обладающих заданным комплексом качеств.

Производственный процесс - это совокупность действий работников и орудий труда, в результате которых сырьё, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, поступающие на предприятие, превращаются в готовую продукцию или услугу в заданном количестве и заданного свойства, качестве и ассортименте в определённые сроки. Производственный процесс состоит из основных, вспомогательных и обслуживающих процессов. Техническая и организационно-экономическая характеристика производственного процесса на предприятии определяется видом продукции, объемом производства, типом и видом применяемой техники и технологии, уровнем специализации. Производственный процесс на предприятиях подразделяется на два вида: основной и вспомогательный. Основное отличие вспомогательных процессов от основных состоит в различии места реализации и потребления. Продукция основного производства, где совершаются основные производственные процессы, реализуется потребителям на сторону, согласно заключенным договорам на поставку. Эта продукция имеет свое фирменное наименование, маркировку, на нее устанавливается рыночная цена. Основной производственный процесс – все процессы, связанные непосредственно с превращением предметов труда в готовую продукцию. Например, комплектация электронных компонентов (ЭК) для монтажных операций, монтаж электронных компонентов на печатную плату, сборка изделия в корпус, слесарные операции, контрольные операции, упаковочные операции. Вспомогательные процессы: складской учет, учет и перемещение предметов труда, наладка и ремонт оборудования, уборка помещений и т. д. Эти виды работ лишь способствуют течению основных процессов, но сами непосредственно в них не участвуют.

Промышленная партия изделий - определенное количество изделий, выпускаемая в рамках уже существующего производственного процесса по заказу или на основании управленческого решения.

Прототип изделия - самая ранняя версия нового продукта, его физическая модель, несущая все его существенные черты, максимально приближенная по своей функциональности к серийному изделию и используемая Сторонами для исследовательских целей, демонстрации (функциональных возможностей, качества звука, дизайна, технологии) и тестирования среди закрытого круга экспертов и консультантов с целью оценки себестоимости и рыночного потенциала для принятия инвестиционного решения о закрытии стадии НИР и начале финансирования стадии ОКР.

Процедура (vs операция) - взаимосвязанная последовательность действий. ( Чан Тиен Дат)

Процесс - 1. Совокупность последовательных действий и событий, направленных на достижение какого либо результата. ( Лугвин Игорь УПР 3-2) 2. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, которые преобразуют входы и выходы. (Выборнова Александра УПР3-1) 3. устойчивая и целенаправленная совокупность взаимосвязанных действий, которые по определённой технологии преобразуют входы в выходы для получения заранее определённых продуктов, результатов или услуг, представляющих ценность для потребителя (Катенин Глеб) 4. Организованная совокупность взаимосвязанных действий, которая предназначена для регулярного повторения на однотипных объектах и направленная на их создание или преобразование из начального состояния - в конечное..

Рroduct backlog - в SCRUM предельно прозрачный и понятный список функциональных возможностей, фич и улучшений продукта, сформированный и упорядоченный по приоритетности Владельцем продукта (Product owner) на основе данных пользователей, команды проекта, стейкхолдеров и всех прочих участников процессов создания программного продукта.

Работа - некоторая энергозатратная деятельность, направленная на достижение какого-то продукта или эффекта либо поддержание определенного процесса. Законченное действие или ряд связанных между собой действий , направленных на решение определенной задачи. Сравнить: Технологическая операция – законченная часть технологического процесса выполняемая на одном рабочем месте.

Расписание - сравнить: Технологический процесс – часть производственного процесса, содержащая действия по последовательности изменению: размеров, формы или состояния предмета труда и их контроль. некий вид календаря, упорядоченный по времени, для которого указывается информация о предстоящий событиях (Былкина Анастасия) процесс анализа взаимосвязей между операциями, длительности по срокам, требований к технологическому процессу. (Нгуен Тхи Хай)

Реестр заинтересованных сторон (Stakeholder register, ISO 21500) - документ проекта...

Реестр рисков (risk register, ISO 21500) - 1. список идентифицированных рисков включая результаты анализа и планируемых мероприятий по предотвращению (ISO 21500) 2. документ, содержащий перечень неблагоприятных событий, способных непосредственно повлиять на ход реализации и результаты проекта, меры по снижению вероятности их возникновения и минимизации ущерба

Реконструкция - существенное изменение вида разрешенного использования и/или технико-экономических показателей объекта недвижимости.

Ресурсы - 1. Все что угодно из чего можно извлечь пользу. (Лугвин Игорь УПР 3-2) 2. материальные, технические, трудовые компоненты, которые могут использоваться при выполнении задач по проекту и обеспечению реализации поставленных целей проекта.(Былкина Анастасия УПР3-1) 3. это обеспечивающие компоненты деятельности, включающие исполнителей, энергию, материалы, оборудование и т.д. (Выборнова Александра УПР3-1)

Риск - 1. вероятность наступления неблагоприятного события, способного существенно повлиять на ход реализации и/или результаты проекта.. 2. возможность в конкретной ситуации положиться на неопределенность и получить или потерять значительно больше, нежели без учета этой самой неопределенности (Андрей Дроздов) 3. события или условия, которые имеют негативное (позитивное) воздействие на цель проекта (Былкина Анастасия ) 4. возможность наступления негативного события, которое окажет отрицательное воздействие на разрабатываемый проект. (Нгуен Тхи Хай)

Робот - 1. деятельность, направленная на реализацию какого-либо процесса или получение готового продукта. (Чан Тиен Дат) 2. управляемая человеком или программно (в т.ч ИИ) машина, заменяющая человека в его взаимодействии с внешней средой и/или расширяющая его возможности. Примеры: промышленные роботы (загрузка, сварка и пр ), складские, транспортные роботы, «умный дом», робот-хирург, робот-экзаменатор, робот-солдат/сапер/наблюдатель, БПЛА, многофункциональная наземная машина, экзоскелет и пр

Руководитель проекта - 1. лицо ответственное за достижение требований, предъявляемых к проекту (ISO 21500). 2. лицо, в компетенцию которого входит контроль соответствия требованиям, предъявляемым к проекту.(Нгуен Тхи Хай)

Свойство - 1. признак предмета, который сближает или выделяет его среди других предметов. (Чан Тиен Дат) 2. философская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обуславливает его различие или сходство с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.

Синектика - 1. один из групповых методов поиска креативных решений, базирующийся на поиске аналогий, их обсуждении и переносе готовых решений, существующих в других областях на поставленную перед группой творческую задачу. 2. это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий (Выборнова Александра УПР3-1) 3. это метод, основанный на нахождении близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогий (подобий) в различных областях знаний (Выборнова Александра УПР3-1)

Система - 1. совокупность, определенное множество элементов, взаимообусловленных и взаимосвязанных, взаимодействие которых обусловливает целостные свойства этого множества и направлено на достижение единой цели. (совокупность объектов и субъектов управления) 2. совокупность взаимосвязанных элементов, благодаря которым происходит организация бесперебойной работы объекта.(Чан Тиен Дат)

Содержание - 1. определенность предмета, характеризующая его сущность, проявляющуюся в его свойствах и признаках. (Багаев Максим) 2. совокупность элементов и процессов, из которых состоят предметы или явления (Выборнова Александра) 3. составные части чего-либо (например, проекта) (Андрей Дроздов) 4. это совокупность элементов или процессов из которых могут составлять явления и предметы (Насекина Анастасия) 5. это набор определенных элементов, частей целого (Былкина Анастасия) 6. состав, который демонстрирует из каких частей состоит что-либо (Тян Яна) 7. это работы, которые необходимо выполнить для того, чтобы продукт был создан (Лавренова Наталья) 8. это совокупность всех работ, которые необходимо выполнить для создания продукта, услуги (Шипова Анастасия) 9. это наличие в проекте тех работ, которые необходимо выполнить для того, чтобы получить желаемый результат. (Тимохина Диана)

Способ (vs метод vs средство) - Способ – прием, выполняемый при определенной работе. Метод – способ достижения поставленной цели. Средство – предмет, приспособление, прием для осуществления деятельности.(Чан Тиен Дат)

Спринт (Sprint) - Итерация (рабочий цикл) в Scrum, длящаяся от недели до месяца, в ходе которой создаётся рабочая версия продукта или его элемент, представляющий ценность для заказчика. Отрезок времени ограниченный с одной стороны постановкой целей и задач по работам, а с другой подведением итогов по результатам работ, осуществленных за этот промежуток времени. (Лугвин Игорь УПР 3-2)

Стейкхолдер - 1. некая общность или индивид, которые на разных фазах реализации проекта способны целенаправленно оказывать воздействие на его результаты проекта, либо подвергающиеся воздействию со стороны проекта, имеющие определенные ожидания, права или объективные требования. 2. человек, группа лиц, организация, полномочия которых позволяют влиять на развитие проекта. (Чан Тиен Дат) 3. Стейкхолдер (заинтересованная группа) – это некоторая общность или индивид, которые способны целенаправленно оказывать воздействие на результаты деятельности предприятия, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, либо сами подвергаются воздействию со стороны фирмы

Структура - фиксированное упорядоченное множество объектов и отношений между ними, классификация чего-либо по заданному основанию.

Тендер (tender, ISO 21500) - специально организованная конкурсная процедура, направленная на выявление среди множества независимых подрядчиков того (тех), чье предложение выполнить работу и/или осуществить поставку имеет оптимальное сочетание по стоимости, срокам и рискам.

Техническая подготовка нового производства - комплекс работ, необходимых необходимый для освоения производства нового изделия на данном предприятии в составе: подготовки и освоения новой продукции в составе: 1) Конструкторская подготовка производства /КПП/; 2) технологическая подготовка производства /ТПП/; 3) организационная подготовка нового производства (нормирование затрат, найм и обучение персонала и пр) В процессе ТПП может продолжаться как конструктивное совершенствование освоенных изделий, так и совершенствования технологии их изготовления.

Технологический процесс - 1. часть производственного процесса, содержащая действия по последовательному изменению размеров, формы или состояния предмета труда и их контроль. Технологический процесс состоит из технологических операций. Технологическая операция – законченная часть технологического процесса выполняемая на одном рабочем месте. 2. это упорядоченная последовательность взаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения исходных условий.( Нгуен Тхи Хай)

Технологичность изделия, продукта - приспособленность продукции к изготовлению применительно к освоенным технологическим процессам и оборудованию.

Технология - 1. совокупность методов преобразования вещества, энергии, информации в процессе изготовления продукции, обработки и переработки материалов, сборки готовых изделий, контроля качества, управления. 2. Технология производства - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции. Технология включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. 3. соответствие изделия/продукта используемым технологиям и имеющемуся оборудованию. (Нгуен Тхи Хай)

Требования к продукту (Requirements, ISO 21500) - непротиворечивая совокупность конструкторско-технологических и маркетинговых свойств, технических характеристик, отличительных особенностей будущего продукта, каждое из которых сопоставлено со степенью ценности этого требования (как вариант - модели Кано или MoSCow)

Управление - 1. процесс волевого воздействия на объект управления для достижения каких-либо целей (Лугвин Игорь) 2. процесс влияния руководителя на подчиненную ему группу людей для выполнения или определенных задач и достижения поставленных целей. (Конайков Даниил) 3. это процесс осуществления кем-либо руководства группой людей, при котором они выполняют определенные, заданные, требуемые кем-либо действия. (Выборнова Александра) 4. это распределение задач между исполнителями и контроль за их выполнением (Андрей Дроздов) 5. это воздействие на людей с целью получения какого-то результата (Насекина Анастасия); 6. это деятельность субъекта, направленная на объект для достижение поставленных целей (Шипова Анастасия) 7. это способ воздействия субъекта на объект (Былкина Анастасия) 8. способность продумать наиболее эффективное решение и передача полученного знания остальным, контролируя процесс реализации (Тян Яна) 9. это процесс прогнозирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того чтобы сформулировать и достичь цели организации (Тимохина Диана) 10. это деятельность, направленная на достижение поставленных задач (создание продукта), реализацию определенных планов, используя имеющиеся ресурсы (Лавренова Наталья) 11. деятельность, направленная на реализацию проекта с максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях.(Нгуен Тхи Хай)

Управление расписанием проекта - область деятельности, в ходе которой определяются и достигаются чёткие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и другими), временем, качеством и рисками.( Нгуен Тхи Хай)

Устав проекта - документ, в котором отражены суть проекта, права и обязанности спонсора проекта, заказчиков и исполнителей.(Нгуен Тхи Хай)

Фаблесс - (от англ. fab[rication] и -less — «бесфабричная») — модель организации бизнеса в электронной промышленности, при которой фаблесс-компания специализируется только на разработке и продаже товаров, но не имеет собственных производственных мощностей и размещает заказы на производство своей продукции под своей частной маркой на других (OEM) предприятиях (контрактное производство). Такой способ деятельности компании основывается на принципе разделения труда, и имеет целью повышение эффективности в условиях конкуренции: отказываясь от содержания собственного производства, компания-разработчик получает возможность более эффективно использовать свои ресурсы и сосредоточить усилия только на исследованиях и проектировании конечного продукта. В свою очередь, контрактный производитель сосредоточен на эффективном поддержании конкурентоспособности заводских мощностей. Эта бизнес-модель как нельзя лучше подходит для выхода на рынок новых компаний, позволяя свести к минимуму стартовые инвестиции.

Фаза проекта - промежуток времени, часть жизненного цикла проекта, начало и/или завершение которой обусловлено завершением или началом соответственно предыдущей или последующей фазы. Фазы проекта состоят из стадий; стадии - из этапов; этапы - из работ.

Фреймворк (framework) - Процессный Framework (framework — остов, каркас, структура) - концептуальная платформа, выстраивающая архитектуру связей между переменными проекта, обрисовывая карту входов, выходов, продолжительность, содержание и последовательность процессов.

Функция - роль некоторой единицы системы, атрибутивным свойством которой является осуществление определенного воздействия на элементы внутренней, либо внешней среды.

Целеполагание - это установление идеально предположенного результата деятельности. Целеполагание- один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении идеального результата деятельности с учетом пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. Анализ деятельности как целенаправленной предполагает выявление несоответствия между наличной жизненной ситуацией и Целью; осуществление Цели является средством преодоления этого несоответствия.

Цель - 1. это желаемый результат, который стремится достичь организация, подразделение, должностное или физическое лицо. (Выборнова Александра) 2. конкретный образ конечной цели (Андрей Дроздов) 3. четко и ясно сформулированный идеальный результат (Екатерина Ковалева) 4. это идеальный образ конечного результата (Шипова Анастасия, Дмитриев Алексей) 5. это конкретная формулировка того, к чему стремится организация (Былкина Анастасия) 6. это проблемная ситуация, которую необходимо решить (Насекина Анастасия) 7. основная деятельность, которая решит проблему (Тян Яна) 8. идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс (Тимохина Диана)...доведения возможности до ее полного завершения, осознанный образ предвосхищаемого результата (Дмитриев Алексей) 9. предмет стремления (Лавренова Наталья) 10. описанное формальным языком состояние, в которое нужно перевести систему, чтобы проблема была исчерпана или возможность была реализована. 11. общая характеристика желаемого результата.(Чан Тиен Дат)

Ценность - 1. полезность, присущая продукту с точки зрения клиента и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе. Свойства продукта, за которые готов платить потребитель. 2. полезные свойства продукта, отраженные в цене и значимые для потребителя. (Чан Тиен Дат)

Шеринговая экономика (Sharing economy, экономика совместного потребления) - формат экономических отношений, когда пользователь платит не за возможность владеть ресурсом, а за возможность пользоваться им.

Эдхократия (англ. adhocracy) - управленческий стиль и организационный дизайн. В эдхократической организации ключевыми ценностями являются компетенции. Контроль в управлении поддерживается установлением целей, обычно напряженных. Каждый непосредственно отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. В эдхократической организации индивид испытывает сильное давление извне, которое частично ослабляется групповой работой, создающей чувство общности в работе. Риск, также как и вознаграждение, делится между участниками.

Экономика замкнутого цикла (Circular economy; цикличная или циклическая экономика) - В общем смысле это экономика, основанная на возобновлении ресурсов, альтернатива традиционной, линейной экономики (создание, пользование, распоряжение), призвана изменить классическую линейную модель производства, концентрируясь на продуктах и услугах, которые минимизируют отходы и другие виды загрязнений. Основные принципы экономики замкнутого цикла основаны на возобновлении ресурсов, переработке вторичного сырья, переходе от ископаемого топлива к использованию возобновляемых источников энергии. Также данный тип экономики рассматривается как часть Четвёртой промышленной революции, в результате которой в целом повысится рациональность пользования ресурсами, в том числе природными, экономика станет более прозрачной, предсказуемой, а её развитие быстрым и системным.

Эффективность (работ, операций) - отношение их эффекта к затратам, обусловившим его достижение.